Городская базовая площадка
Городская базовая площадка стажировочного типа МАДОУ № 306
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 306" является городской базовой площадкой стажировочного типа по направлению «Создание полилингвальной среды и зон деятельности для представителей разных культур, для межэтнического общения».
В дошкольном возрасте дети осваивают язык в его социальной, интеллектуальной, личностной и эстетической функциях. Социальная функция предполагает использование языка как средства общения или, другими словами, формы социального взаимодействия, социализации, а также приобщения ребенка к культурным и историческим ценностям. Интеллектуальная функция реализуется посредством развития у ребенка познавательного интереса, удовлетворения его коммуникативных и познавательных потребностей, формирования и расширения понятийного аппарата ребенка. Личностная функция проявляется в осознании ребенком собственного «Я», самопознании своей личности и дальнейших рефлексии, самовыражении и саморегуляции.
Следовательно, наличие языковой среды, посредством введения в образовательный процесс педагогов – носителей языка, способствует развитию ребенка. Полилингвальный компонент подразумевает комплексный подход к развитию и воспитанию детей. Включение носителей языка в процесс образования с ранних лет зависит, как дошкольник будет формировать представления об окружающем мире, как он будет строить свои суждения, и, как результат, как ребёнок в дальнейшем будет развиваться.
Создание полилингвальной образовательной среды сразу на нескольких языках способствует развитию коммуникативных способностей‚ делает дошкольников более мобильными‚ толерантными‚ гибкими, интеллектуально развитыми и раскрепощёнными.
Концепция реализации модели полилингвального общения в МАДОУ
Развивающая предметно — пространственная среда в условиях полилингвального образования
Из опыта работы
Работая в данном направлении для педагогов города и управленческих команд дошкольных учреждений в ноябре 2025 года был проведен установочный семинар «Ознакомление с полилингвальным компонентом», в рамках данного семинара познакомили коллег с нормативно-правовой документацией организации полилингвального компонента. была подготовлена презентация опыта работы, с погружением в языковую среду посредством организации мероприятия экологической направленности в научно-познавательном центре национального парка «Красноярские Столбы».
В рамках данной деятельности в марте 2025 года в детском саду № 83 было проведено совместное мероприятие с педагогами – стажерами и носителем – языка, на тему «Путешествие по странам». Для проведения данного образовательного события, на встрече с педагогами-стажерами и носителем языка были определены: тематика мероприятия, его содержание и наполняемость. Для воспитанников детского сада появление носителя языка стало полной неожиданностью! Общение стало не просто интересным и захватывающим, но и продуктивно познавательным!
В рамках работы городской базовой площадки стажировочного типа по реализации полилингвального компонента 22 марта 2024 года для педагогов дошкольных образовательных учреждений провели очный семинар. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений Свердловского района был представлен опыт работы по взаимодействию с носителем языка. В результате деятельности педагоги погрузились в языковую среду.
27 февраля 2024 года поделились с коллегами опытом из такого направления, как практика взаимодействия с носителями языка. В данной деятельности педагоги не только погрузились в языковую среду, но и сами стали участниками практического мероприятия с носителем языка в рамках направления формирование "soft skills" -компетенций у детей дошкольного возраста в условиях полилингвальности.
6 мая 2024 года совместно с педагогами – стажерами был реализован проект «Путешествие по Красноярску», целью которого было сформировать представления детей о родном городе в условиях полилингвального компонента. Педагоги и воспитанники вместе с Генри, следуя карте, прошли маршрут до острова отдыха, где конечной точкой маршрута, стал клад.
Данный опыт работы считаем успешным и готовы дальше презентовать и делиться опытом работы с заинтересованным педагогам дошкольных образовательных учреждений
Доклад на Всероссийской конференции
